Упражнение #1:
Берёте газетную вырезку, зачёркиваете хаотично любые слова, а потом начинаете читать текст вслух.
Ваша задача - на ходу заменять пробелы подходящими по смыслу словами и не делать пауз. Попробуйте прямо сейчас заполнить пробелы. В первый раз это может быть трудновато, но я с вами :-)
Упражнение #2:
Попробуйте говорить 3 минуты на любую тему. Говорите внятно, красиво, логично и без спотыканий. Вы можете выбирать любые темы, но лучше переходить от знакомым к незнакомым.
Таким образом вы погружаете свой организм в лёгкий стресс и заставляете мозг работать в ускоренном режиме. Поначалу будет трудно вспомнить хотя бы больше 1 предложения на тему, потом мысль будет развиваться, но логика построения предложений по прежнему будет страдать.
Упражнение #3:
Представьте, что вы составляете толковый словарь и вам нужно дать максимально точное и детальное определение слов. Начните с простых вещей, потом переходите на абстрактные. Развивайте свою мысль и не ограничивайтесь одним предложением, объясните смысл слова так, чтобы спутать его с другим было просто невозможно.
Например, дайте чёткое определение слов: дырка, любовь, календарь, утопия, фабула, креативность.
Упражнения на "полётность речи"
1. Сомкните плотно губы и попытайтесь произнести с закрытым ртом какую-нибудь скороговорку с выражением и эмоцией. После этого упражнения речь буквально льётся.
2. Расслабьте по-максимуму речевой аппарат
Напрягите скулы, челюсть, нёбо, язык. Задержитесь в таком положении пару минут, затем расслабьтесь.
Заставьте губы на выдохе вибрировать. Это похоже на действие, которое иногда совершают лошади.
3. Очистите связки:
Выпейте слегка остывший кипяток. Не добавляйте кофе или чай, вам нужна только кипячёная вода.
Положите на кончик языка маленькую щепотку соли и подержите её немного во рту периодически сглатывая растворённую соль. Это очень хорошо и быстро приводит голос в норму. Все оперные певцы используют этот маленький секрет перед концертами.
4.Произносите скороговорки, но не так быстро как обычно, а немного замедленно. Самое главное - выговорить все слова. Когда справитесь – набирайте скорость, но не напрягайте речевой аппарат
Лучше, чем скороговорки
Произносите чётко и быстро:
Мим-бр-ми, ним-бр-ми, рым-бр-мы, трым-бр-мы, хтым-бр-ми,
Фтым-бр-лы, вдым-бр-лы ,стым-бр-ли, ждым-бр-ли, штым-бр-ли
Кигр-кигги, гигр-гикки
Си-зр-ми, зи-зр-ли
Тытыры-тытты, дыдыры-дытты
Чичири-чиччи, щичири-шиччи
Дапыдыбыры – дупыдыбыры
Рфски-рфскэ-рфска-рфско-рфску–рфскэ
Шсквил-шсквэл-шсквал-шсквол-шсквул-шсквыл
Бвди-бвдэ-бвда-бвдо-бвду-бвды
Двбди-двбдэ-двбда-двбдо-двбду-двбды
Бимбирли-бэмбэрлэ-бамбарла-бомборло-бумбурлу-бымбырлы
Дрдрар-дрдряр, дрдрор-дрдрёр, дрдрур-дрдрюр, дрдрэр-дрдрер, дрдрыр-дрдрир
Техника правильного дыхания - диафрагмой
Как же научиться дышать диафрагмой?
Предлагаю вам несколько упражнений, выполнение которых даст довольно чёткое представление о технике диафрагмального дыхания:
Лягте на пол, положите на живот книгу и дышите так, чтобы книга приподнималась. Если всё происходит именно так – это самый верный признак того, что вы дышите правильно. Освоив технику дыхания в лежачем положении переходите в сидячее и стоячее.
Стоя положите правую руку на живот немного выше пупка, а левую - на грудь. Совершая вдох и выдох, проконтролируйте, чтобы правая рука всё – время двигалась, а левая была неподвижной. Для большей эффективности упражнение можно выполнять у зеркала. Так вы будете заодно контролировать свои плечи, которые не должны приподниматься ни под каким предлогом.
Выдохните воздух до предела. Теперь начинайте медленно вдыхать носом и следить за тем, чтобы расширялся живот, а не грудь. Очень важно, чтобы мышцы грудной клетки не работали вообще, и двигался исключительно живот.
Упражнения для закрепления диафрагмного дыхания
«Свеча»
Вытяните руку вперёд, согните в кулак все пальцы, кроме указательного. Теперь попытайтесь подуть на кончик пальца, но так, чтобы воздух проходил только по верхней фаланге. Когда поймёте, что у вас это получается, посылайте мощную струю воздуха на кончик пальца, будто хотите затушить свечу. Потом меняйте положение свечи в пространстве относительно своего тела и пытайтесь задуть свечу, ощущая воздух верхней фалангой. Если вы дуете, а перемещающийся палец не ощущает вашей воздушной струи – упражнение выполняете неверно.
«Воздушные буквы»
Попытайтесь написать струёй воздуха своё имя. Не думайте, что всё так просто, вам нужно при этом соблюсти 2 условия: Пишите ОГРОМНЫМИ буквами и на ОДНОМ дыхании. Вот теперь выполняйте. Кстати, если вас зовут не Александра, а Ян, советую взять любое ДЛИННОЕ слово

«Резкий выдох»
Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание буквально на несколько секунд, а потом совершите резкий выдох через рот так, чтобы живот приклеился к обратной стенке вашего тела (образно , конечно).
«Собачье дыхание»
Подышите секунд 20 – 30 как собачка: откройте рот, положите язык на нижнюю губу и потянитесь кончиком вниз, затем совершайте вдох и выдох через рот в довольно быстром темпе. Главное не переусердствуйте. Как только почувствуете головокружение или увидите звёздочки – пркращайте упражнение.
«Пф - Ссссссс»
Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, потом выдох. Во время выдоха втягивайте живот и произносите п-фффф. После этого делайте рефлекторный вдох и начнайте выдыхать на букве «С». Повторяйте это упражнение по кругу 4 – 5 раз.
Лингвистические сказки
Одним из новых направлений в развитии дикции являются крайне эффективные лингвистические сказки. Их чтение с толком чувством и правильной интонацией способно творить чудеса.
КШИ
Пъс, Психа и псята сяпали по напушке. Навстрызь хвиндиляла Бутявка. Бутявка увазила Пъса и волит: « Сяпаете по напушке, а напушка-то индяцкая! Не Пъсова напушка! Не Пъсам шаяться бтысь».
Пъс обезвалдел и волит Психе: «Обезвалдеваю от бутявок. Бутявки, а волят с Пъсом яко тако некузяво! А ну, бутявщина, кши от Пъсов!»
А Бутявка волит: «Опо-по, опопо, галивнок. От Пъса арсаждусь и обсяюсь! Сяпай в геесу! За галивнока отводишь! - бирит Пъс. - И за геесу! Не Пъс галивнок, а Бутявка!»
И птум сяпалкой по напушке! Бутявка инда тырснула в бурдысья.
Упражнения на окраску тембра голоса
Тембр – это окраска звука, яркость, мягкость, теплота и индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.
Упражнение # 1
Пощёлкайте языком, изображая звонкие цоканья копыт. Делайте так 10 – 15 секунд и следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта.
Упражнение # 2
Поговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае «тёплым шёпотом» (как похвала) – задействован наибольший объём резонаторов, во 2 – ом – «холодным шёпотом» (как нарекание) – объём резонаторов сокращается.
Упражнения "Самолёт"
Представьте, что вы сидите в самолёте, который стремительно подымается вверх. Повышайте по мере чтения стихотворения голос, но не кричите, пусть голос будет звонче, легче и мелодичнее
Белокрылый мощный Ту
Набирает высоту:
Он летит всё выше, выше…
Превратились в точку крыши…
Вот уже он выше туч…
А теперь меж облаками…
Вдруг ударил солнца луч!
Голубой простор под нами.
Выше, выше мчится «Ту»,
Покоряя высоту.
Упражнения на силу голоса
1. Укрепление и развитие силы голоса.
Для развития нижнего и верхнего звучания, а также усиления голоса необходимо выполнять упражнения на филирование слогов, то есть, когда один слог произносится громче, другой – тише.
АМ – ОМ
УМ – ЭМ
ЫМ – ИМ
Обратите внимание, форсировать звук ни в коем разе не стоит. Ваша цель – не громкость, а сила звука.
2. Мелодичность и мягкость звучания.
Мелодичность вырабатывается путём филирования звуков, каждой гласной в отдельности. Запишите себе таблицу гласных: А-О-У-Э-Ы-И.
Теперь начинайте работать над каждой гласной в отдельности по формуле: громко-тихо-громко
А-а-А, О-о-О, У-у-У и дальше по таблице гласных.
3. Сила голоса.
Сила голоса радиоведущего должна быть одинаковой на всех нотах его диапазона. Чтобы интонирование было благозвучным, предлагаю выполнить следующее действенное упражнение:
МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ.
Перед вами предложение из слогов. Его нужно произносить с распевной интонацией, повышая тон звучания своего голоса каждый раз, когда вы переходите к следующему слогу. Не забудьте точно также спуститься вниз.
4. Интонационное стихотворение.
К этому упражнению стоит переходить, разобравшись с предыдущим.
Итак, перед вами стихотворение:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли.
Читать это стихотворение стоит следующим образом: подымать на тон голос после каждой строчки, а опускать - после каждого слова. Попробуйте – это непростая задача.
5. Объём голоса.
Для этого упражнения вам вновь понадобится таблица гласных. Каждую буквы необходимо проработать следующим образом.
- Обрамляете по бокам гласную звуком «м» = МАМ, МОМ, МУМ …..
- пытаетесь заполнить этим звуком вначале маленький шар, затем большой, а потом всю комнату.

@музыка: Мантра "Шанти Ом"
@темы: полезно, речь, упражнения